logo
+7(8422) 464-464

круглосуточно

Температурные перевозки

Транспортировка алкоголя: требования, документы, юридические аспекты

Транспортировка алкоголя: требования, документы, юридические аспекты

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • С чем связаны сложности транспортировки алкоголя
  • Какие требования предъявляются к транспорту, осуществляющему перевозку алкогольной продукции
  • Какие документы необходимы для транспортировки алкоголя
  • Как осуществляется международная транспортировка алкоголя

Транспортировка алкоголя – сложный процесс, который требует соблюдения перевозчиком определенных норм. Продукция, содержащая спирт в высокой концентрации, относится к опасным грузам 3-го класса. К транспортировке спиртовых напитков предъявляются строгие требования безопасности. Более подробно об организации перевозок алкоголя мы расскажем ниже.

Особенности транспортировки алкоголя

В сегменте услуг по перевозке грузов транспортировка алкоголя считается одним из наиболее популярных и перспективных направлений. Когда мы видим широкий выбор спиртных напитков на полках супермаркета, то даже и не догадываемся, какой сложный путь проделала алкогольная продукция, чтобы стать доступной покупателям. Перевозка вина, пива, ликеров, водки и другого алкоголя – сложный процесс, который требует наличия специализированного транспорта и строгого соблюдения технологических нормативов проведения погрузочных и разгрузочных работ.

Доставка спиртных напитков должна осуществляться с учетом интересов покупателей, продавцов, собственников складских комплексов и производителей. Удовлетворить требования всех вышеперечисленных сторон очень сложно. Их интересы могут противоречить друг другу. Так, продавцу важно, чтобы алкоголь был доставлен строго по графику, с учетом времени пика продаж (праздничные дни и т. д.). Реализатор стремится полностью заполнить свои витрины широким ассортиментом продукции к наступлению периодов повышенного спроса на алкоголь.


Собственники складов заинтересованы в том, чтобы спиртные напитки своевременно вывозились с территории комплексов дистрибьюторами. Главная задача производителя состоит в получении максимальной прибыли от продаж алкоголя, а потребитель хочет купить нужный напиток в ближайшем магазине по минимальной цене.

Чтобы максимально удовлетворить интересы всех участников процесса, транспортная компания должна иметь соответствующую техническую базу и квалифицированных сотрудников, обладающих опытом в составлении схем доставок алкогольной продукции. Организация транспортировки алкоголя осуществляется с учетом фактора сезонности продаж. В предпраздничные дни объемы перевозимой продукции значительно увеличиваются в сравнении с обычным временем.

Алкогольная продукция как перевозимый груз имеет свою специфику. Организация транспортировки в этом случае должна осуществляться с учетом ряда довольно высоких (порой даже жестких) требований. Доставка алкоголя сопровождается повышенным риском, поэтому необходимо строго соблюдать нормы безопасности. Кроме того, стоит учитывать, что спиртные напитки входят в сегмент пищевых продуктов, а их доставка осуществляется с учетом определенных санитарно-гигиенических требований.

После транспортировки алкоголя к месту реализации нужно в обязательном порядке убедиться в сохранности всех бутылок, а также в том, что уровень жидкости в таре соответствует требуемому. Хранение спиртных напитков осуществляется в темном помещении. После производства некоторые виды алкоголя должны храниться минимум несколько недель, а есть и такие выдержанные вина, для которых этот срок составляет несколько месяцев.

Правила транспортировки алкоголя транспортной компанией

Как было отмечено ранее, доставка спиртных напитков осуществляется с учетом специфических требований, которые должен неукоснительно соблюдать перевозчик.

Чтобы более эффективно сотрудничать с транспортной компанией, владельцам груза будет полезно разобраться в особенностях транспортировки алкоголя.

  • Температурный режим при транспортировке алкоголя

Транспортировка спиртных напитков должна осуществляться с учетом недопустимости нарушения температурного режима. Выбирая транспортное средство для перевозки такого груза, нужно учитывать погодные условия, дальность доставки, объемы продукции и диапазон температур, при которой она должна храниться.

К примеру, в процессе перевозки вина на автомобилях или с помощью железнодорожного транспорта нужно обеспечить стабильную температуру в диапазоне от +10 до 12 °C. Чтобы удовлетворить таким условиям, для транспортировки алкоголя используют автомобили-рефрижераторы, ЖД рефрижераторные секции и контейнеры.

Для некоторых спиртных напитков температурный режим транспортировки может иметь более широкий диапазон.

Если температура хранения/перевозки алкогольной продукции соответствует погодным условиям, то такая продукция на небольшие расстояния может доставляться обычными фургонами или тентованными фурами.

  • Чистота транспортного средства

Спиртные напитки быстро напитываются посторонними запахами, что снижает их качество. Кроме того, вино может получить другой вкус через корковые пробки.

Чтобы избежать ухудшения качественных характеристики алкоголя, транспорт, использующийся для его транспортировки, должен быть чистым, без резких запахов.

  • Крепление и хранение груза

Различают два способа перевозки спиртных напитков: тарный и бестарный.

В первом случае продукция разливается в стеклянную, пластиковую или другую тару. При транспортировке таких грузов нужно обеспечить условия, при которых тара (особенно стеклянная) сохранит свою целостность. Стеклянные, пластиковые и другие бутылки могут разбиться или деформироваться из-за неаккуратной загрузки/выгрузки, укладки или крепления груза во время перевозки.

Для каждого варианта упаковки используются отдельные технологии складирования и выгрузки, обеспечивающие сохранность тары и содержащейся в ней продукции при динамических нагрузках в процессе доставки.

К примеру, бутылки укладывают в специальные ящики с отдельными ячейками и в коробки из гофрированного картона, обтянутые специальной упаковочной лентой. При таком варианте упаковки нужно соблюдать максимально допустимую высоту штабелирования. При этом груз должен надежно крепиться с помощью ремней, специальных растяжек и других приспособлений.

  1. При загрузке в кузов или формировании груза на палете коробки устанавливают согласно маркировке «Верх, не кантовать».
  2. Запрещается при транспортировке алкоголя располагать его поверх грузов, чувствительных к намоканию.
  3. Виная продукция для перевозки на большие расстояния укладывается горизонтально. Вино должно касаться пробки.
  4. В холодное время года ящики с вином и слабоалкогольной продукцией накрывают утеплителем из войлока, стружки, сухой соломы и т. д.
  5. На картонные ящики с алкоголем запрещается класть груз, который может повредить тару.

В какой бы таре ни перевозились спиртные напитки, необходимо обеспечить надежное крепление груза.

Если алкоголь транспортируется без тары (наливным способом), необходимо использовать специальные термоизоляционные емкости.

  • Темнота и герметичность грузового отсека

Ультрафиолетовые лучи оказывают негативное влияние на качество спиртных напитков. В связи с этим транспортировка продукции в прозрачной таре должна осуществляться в закрытых транспортных средствах.

Отдельно стоит отметить требования к перевозке вина. Этот продукт нуждается в соблюдении определенного температурного режима и исключении резких запахов.

Важным условием для сохранения вкусовых характеристик винной продукции является обеспечение темноты при транспортировке.

Доставка алкоголя сопровождается определенным пакетом документации: счет-фактура, товарно-транспортная накладная (ТТН), сертификаты соответствия и т. д. Спиртные напитки, изготовленные в России, должны иметь специальные марки. Пиво, медовуха, сидр и другие слабоалкогольные напитки освобождаются от этого требования. Для алкоголя импортного производства используются акцизные марки, выданные Федеральной таможней.

Документы для транспортировки алкоголя

Для передачи груза отправитель должен предоставить следующую документацию:
  • ТТН по форме 1-Т;
  • справка к таможенной декларации (для ввоза этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащих продуктов, кроме продукции из Таможенного Союза) *;
  • справка к ТТН (для этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащих продуктов, которые изготовлены на территории РФ, и для этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащих продуктов, поставляемых из стран Таможенного Союза) *;
  • уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованного алкоголя с содержанием этилового спирта более 25 % объема готового продукта) **.

Все указанные выше документы следует предоставить в оригиналах.

* Из указанного перечня справок нужно предоставить только один документ в соответствии со страной выпуска (Россия или иные страны), который оформляется согласно Порядку, утвержденному Правительством России (включая предоставление копий отдельных разделов справки).

** Не предоставляется для фасованного (разлитого в тару) алкоголя.


Если хоть один документ из приведенного здесь перечня отсутствует, продукция может быть не принята к транспортировке. Кроме того, на алкоголе должна присутствовать маркировка федеральными и акцизными марками (кроме пива, сидра, пуаре, медовухи).

Перевозимая алкогольная продукция может сопровождаться экспедитором (чаще всего, если это элитные спиртные напитки). При этом вся документация, заверенная печатью, должна находиться у такого лица.

Юридические аспекты транспортировки алкоголя

Для неспециалистов может оказаться неожиданностью, что транспортировку алкоголя контролируют две разные структуры – Ространснадзор и Росалкоголь.

Какие требования к перевозкам алкоголя предъявляет Росалкоголь? В 3-м пункте статьи 9З от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» сказано, что транспортировка этилового спирта (этанола № ООН 1170) или его растворов свыше 25 % может выполняться лицензированными компаниями.

Процедура предоставления лицензии регламентируется Постановлением Правительства от 28.06.12 № 648 «О лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции». Этот документ указывает, что транспортировка спирта может осуществляться автомобилями, ЖД и авиатранспортом.

Транспорт, который используется для перевозки спиртосодержащих напитков, должен удовлетворять таким требованиям:

  1. Транспортные средства (ТС) необходимо оборудовать цистернами, которые неразрывным образом соединены с ТС.
  2. Цистерны для перевозки алкоголя должны пломбироваться и оснащаться автоматическими спецсредствами регистрации движения, которые могут передавать информацию о движении ТС на территории России (включая сведения о текущем местонахождении, пройденном маршруте, времени и координатах стоянок) по спутниковым системам навигации в автоматизированную систему, контролирующую транспортировку этилового спирта и спиртосодержащих напитков.

Технические средства регистрации перевозок должны иметь сертификаты и декларации, подтверждающие соответствие установленным требованиям.

Перечень устройств для учета спирта:

  • оборудование для замера объема налива/слива;
  • бортовой контролер, который может считывать и обрабатывать данные измерений;
  • уровнемеры;
  • спецсредства регистрации движения, которые могут передавать информацию о движении ТС на территории России (включая сведения о текущем местонахождении, пройденном маршруте, времени и координатах стоянок) по спутниковым системам навигации в автоматизированную систему, контролирующую транспортировку этилового спирта и спиртосодержащих напитков.

Стоимость лицензии на транспортировку алкоголя составляет 800 тыс. руб. на 5 лет. Чтобы оборудовать ТС соответствующим образом, понадобится не менее 2,5 млн. руб.

Ответственность в случае перевозки спирта и спиртосодержащих продуктов компанией, которая не имеет лицензии, возлагается на отправителя груза. Законом предусмотрено лишение в судебном порядке лицензии на выпуск и оборот алкоголя. Разрыв цепочки производство – перевозка – переработка – продажа, который выявлен спецсредствами контроля, послужит поводом для возбуждения административного дела.

Спирт этиловый и его раствор № ООН 1170 относят к 3-му классу опасности, код F1, номер опасности 30 либо 33, группа упаковки II или III. Транспортировка такой продукции выполняется с использованием цистерны. При этом доставка цистерной небольших объемов продукции может быть экономически нецелесообразной.

Для выполнения транспортировки необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Для перевозки алкоголя объемами более 3 тыс. литров требуется разрешение от Ространснадзора. В этом документе указывается транспортное средство перевозчика, грузоотправитель, получатель, маршрут транспортировки, название опасного груза.
  2. Для перевозки необходимо использовать ТС типа FL.
  3. Водитель ТС должен иметь действительное свидетельство ДОПОГ.
  4. В ТС, осуществляющем транспортировку алкоголя, должна находиться документация, которая оформлена в соответствии с требованиями ДОПОГ и Росалкогольрегулирования.
  5. ТС должно иметь соответствующую маркировку по типу перевозимого груза.
  6. ТС необходимо оснастить дополнительным оборудованием и спецсредствами пожаротушения в соответствии с требованиями ДОПОГ и РФ.
  7. В ходе транспортировки алкоголя необходимо строго соблюдать требования к условиям загрузки, положения и запреты, действующие в отношении груза, исходя из степени опасности.

Каждая доставка опасной продукции – это штучная услуга, так как на особенности оформления перевозки и оснащения транспорта влияют характеристики продукции, тип тары, вид упаковки, объем груза, вариант погрузки и т. д. Все этапы транспортировки алкоголя должны контролироваться грузоотправителем, транспортной компанией и получателем. Особая ответственность возлагается на специалиста по перевозке опасного груза из компании перевозчика.

География транспортировки алкоголя

Транспортировка алкоголя по России и в другие страны производится из регионов, где сосредоточено производство определенных видов спиртных напитков. Наиболее крупные винодельческие предприятия России находятся в Южном федеральном округе. Заводы Ставрополья и Краснодарского края осуществляют производство сухих, полусладких и игристых вин. Из Дербента (Дагестан) поставляют виноградные бренди. Самые большие объемы отечественных вин экспортируются в Украину и Китай. Несколько меньше российского алкоголя закупают Казахстан, Эстония и Латвия.

Наиболее крупные заводы по производству крепких алкогольных напитков работают в Приволжском федеральном округе. Местные предприятия выпускают тысячи декалитров водки (около половины общего объема РФ). Много предприятий расположено и в Центральном федеральном округе. Лидерами отрасли являются торговые марки «Синергия» и «Русский алкоголь». Транспортировка экспортной продукции в бутылках осуществляется в Германию, Великобританию, Армению и Украину.

По объемам выпуска пива лидером является Приволжский федеральный округ, которому несколько уступает Центральный федеральный округ. В этом регионе работают наиболее крупные российские производители – «Балтика», «САН ИнБев», «Эфес Рус». Отсюда осуществляется транспортировка пива в стеклянных бутылках, алюминиевых банках и ПЭТ-бутылках по России и в другие страны. Больше всего «пенного» экспортируется в Украину, Казахстан и Беларусь.

Несмотря на устоявшийся стереотип о любви наших соотечественников к водке, объемы реализации пива значительно выше. Мощные пивные бренды выпускают продукцию в среднем и в дешевом сегменте. Цены на пенный напиток российских пивоваров в 2 раза ниже стоимости импортных аналогов. Конечно, такая продукция пользуется высоким спросом.

В последнее время наблюдается ежегодный рост объемов импорта алкоголя. Особенно это относится к виноградному вину и пиву. Из Европы транспортировка алкоголя осуществляется преимущественно автомобильным транспортом. В перечне импортеров пива лидируют такие страны, как Чехия, Германия, Бельгия. Крепкий алкоголь ввозится из Беларуси, Финляндии. Швеции. Ведущими импортерами виноградных вин являются Испания, Грузия, Франция, Италия, Абхазия. Все чаще на прилавках отечественных магазинов встречается винная продукция из Аргентины, Чили, ЮАР, Австралии.

Нюансы транспортировки алкоголя из-за границы

В соответствии с правовыми нормами государств СНГ алкоголь может ввозиться в страну назначения только с наклеенными акцизными марками. Процедура оклейки тары со спиртными напитками является достаточно трудоемкой. Многие предприятия производителей спиртных напитков не оснащены специальным оборудованием или не имеют трудовых ресурсов для выполнения такой операции. Такая ситуация приводит к тому, что наклеивание акцизных марок и контрэтикеток осуществляется на специальных акцизных и таможенных складах.

Данная услуга пользуется высокой популярностью. Дело в том, что акцизные марки относятся к документам строгой отчетности. ИХ нельзя портить или перепутывать при наклеивании, поэтому производители должны ответственно относиться к выбору исполнителя для такой задачи. Чтобы избежать неприятностей, стоит пользоваться услугами только надежных таможенных складов.

Акцизные марки Беларуси и Украины отличаются от российских. В этих странах марки крепятся с помощью специального клея, а в РФ в РФ используют самоклеящиеся образцы. Такое отличие отражается на стоимости услуг по оклейке для алкоголя, транспортируемого в Россию, Беларусь, Украину.

После того как акцизные марки нанесены на спиртные напитки, необходимо оформить пакет документов для вывоза из ЕС: экспортная декларация EX или транзитная декларация Т1. Ввоз алкоголя в СНГ осуществляется только через специализированные пограничные переходы, в которых таможенными службами государства-импортера разрешен транзит акцизных товаров.

Стоит отметить, что при ввозе в Россию алкоголя, согласно постановлению ФТС в РФ, не принимаются в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей карнеты ТИР. В связи с этим необходимо оформлять гарантийный сертификат в банке или согласовать с транспортной компанией оформление страховки на границе.

Некоторые перевозчики предлагают дистанционное оформление банковской гарантии, поэтому их клиенты могут быть уверены, что к моменту пересечения границы на продукцию будет оформлено таможенное обеспечение и груз без задержек въедет в Россию. В Беларуси и в Украине давно действует система предварительного декларирования. Алкоголь из этих стран ввозится исключительно через пограничный переход, куда получатель продукции передал оригиналы обеспечения уплаты таможенных сборов.

При экспорте алкоголя из СНГ акцизные марки не требуются, так как законодательства других государств позволяют наклеивать их после ввоза или вообще допускает отсутствие таких фискальных элементов. В этом случае может понадобиться оформление конвоя, который обязателен для транзитной транспортировки алкоголя по территории Беларуси, и гарантии Т1 (необходима для перевозки груза от границы ЕС до места назначения). Такие формальности также берут на себя перевозчики, использующие имеющееся гарантийное обеспечение и не прибегающие к услугам фирм-посредников.

Для транспортировки алкоголя морским транспортом используются рефрижераторные контейнеры или многооборотные средства перевозки с изоляцией. В последнем случае для защиты спиртных напитков от температурных колебаний применяют специальные одноразовые термоодеяла. Этот вариант обходится намного дешевле, чем рефрижераторные контейнеры. Способ перевозки с использованием термоодеял пока мало используется в Украине и Беларуси, но наиболее крупные импортеры России уже достаточно активно применяют такой вид транспортировки.

Для предотвращения длительных задержек с поставками и финансовых потерь договор перевозки спиртных напитков следует заключать с субъектами, которые имеют большой опыт практической деятельности именно в этой сфере. Узкая специализация таких перевозчиков способствует партнерским отношениям с поставщиками алкоголя и акцизными складами. У таких компаний есть отлаженные схемы транспортировки алкоголя из Евросоюза в СНГ и в обратном направлении.